Будь здорова: разделы

Тайм-менеджмент: эксперимент на себе

Фото:
 7 минут

    Чаще всего входящая информация образует у нас в голове в бесформенную кучу. Отсюда и появляется ощущение «непонятно, куда бежать». Поэтому голову надо освободить от входящей информации, а саму информацию – научиться сортировать.

    Поделиться
    Отправить

    В последнее время, глядя на список запланированного и несделанного, я стала часто вспоминать эпизод из «Алисы в Зазеркалье». Когда Черная Королева говорит Алисе: «С такой скоростью нужно бежать, только чтобы остаться на месте. А чтобы попасть куда-то, надо бежать вдвое быстрее!». Точнее и не скажешь.

    И это при том, что меня часто хвалят за организованность. Действительно, я более ли менее справляюсь с текущими делами. Цена вопроса – стресс, раздражение и необходимость постоянно жертвовать чем-то важным. Но увы: нынешнего уровня организованности не хватит для того, чтобы резко изменить свою жизнь.

    Знаю, что перед такой проблемой стоят многие. Для кого-то это – завести ребенка, для кого-то – «перестать РАБотать на дядю и начать заниматься Своим Делом». Для любых больших перемен требуется другой уровень организованности.

    В чем проблема?

    Периодически я ловлю себя на ощущении, что занимаюсь не тем делом, которое надо делать в данный момент. Полуосознанная тревога по поводу того, что я упущу что-то важное, отъедала у меня немало жизненной энергии. И я решила попробовать: действительно ли индивидуально заточенная под меня система самоорганизации позволит мне избежать бездарной и бессмысленной траты времени и гнетущего ощущения «куда бежать, за что хвататься?». Хотелось перестать жить по принципу «нос вытащишь – хвост увязнет».

    Я решила проверить, действительно ли система организации дел поможет мне стать менее «замороченной» и более открытой людям и обстоятельствам, с которыми мне доводится работать. Повысится ли качество моей жизни, улучшатся ли отношения с близкими людьми? Для этого я пошла на 30-дневный эксперимент.

    Меня очень зацепила идея, что вовсе не обязательно ждать Нового года или ближайшего понедельника, чтобы попробовать начать жить по-новому; отсчет тридцати дней может начаться с любого момента.

    Выстраиваю систему самоорганизации

    Проводником в мир самоорганизации для меня стали книги Дэвида Аллена «Getting Things Done» ( в русском переводе «Как разобраться с делами») и «Ready to Anything». Среди многочисленных гуру тайм-менеджмента я выбрала Аллена потому что его система позволяет человеку быть очень гибким, а не загонять себя в рамки постоянной муштрой. Его система у меня ассоциировалась с советской электронной игрушкой «Ну, погоди!», в которой волк скачет от елки к елке и ловит скатывающиеся оттуда яйца. Только в жизни елок не четыре, а в десяток раз больше. А главное – никогда не знаешь, что на тебя скатится.

    Ключевая идея Аллена – в том, что для успешной самоорганизации нам нужно быть готовыми ко всему. А сделать это проще всего, когда голова «пустая». Чаще всего входящая информация образует у нас в голове в бесформенную кучу. Отсюда и появляется ощущение «непонятно, куда бежать». Поэтому голову надо освободить от входящей информации, а саму информацию – научиться сортировать.

    Начало боевых действий

    Для начала я взяла пачку листиков и стала дотошно записывать на них все, что приходит в голову из области «а еще хорошо бы мне сделать». После чего взяла обувную коробку, написала на ней «Входящие» и начала складывать туда листочки с идеями. Процесс был запущен.

    Теперь надо приступать к сортировке. Согласно системе Аллена, надо брать каждый листочек и задавать по идее вопрос: «Что это? С этим можно что-то сделать?».

    Если с этой информацией ничего нельзя сделать, причем никогда, то листочку прямая дорога в помойку. Но если из этого ничего нельзя сделать сейчас, но можно сделать потом, стоит поместить листик в папку «Хорошо бы когда-нибудь» – своего рода инкубатор идей, где они отлеживаются, настаиваются и дозревают. Если эта информация может быть когда-то использована в качестве справочной, тогда место ей в каталоге справочных материалов.

    Если с этой идеей что-то поделать можно, пора задать себе вопрос (который для меня стал спасительным): «Можно ли с этим что-то сделать за 2 минуты?» Конечно, речь идет о субъективных двух минутах: для кого-то это пять минут, для кого-то – одна. То есть, тот отрезок времени, который мы называем «прямо сейчас». Если мы можем сделать что-то прямо сейчас – ответить на письмо, повесить занавески – то надо взять и сделать, а не откладывать на потом.

    Если дело все-таки требует больше двух минут, тогда задается следующий вопрос: «А я ли должен это делать?». Может быть, это дело имеет смысл кому-то перепоручить? Если все-таки это дело придется делать именно мне (и не за 2 минуты), тогда важно понять, надо ли выполнить его «как только так сразу» (тогда его надо положить в папку срочных дел, которые делаются, как только появляется время), или же надо выполнить его к определенному сроку (тогда этот срок отмечается в календаре, а «техзадание» и прочие материалы по проекту складываются в папку с названием проекта). И, наконец, если оказывается, что для того, чтобы совершить в связи с имеющейся идеей какое-то действие, надо предварительно подумать и составить план, тогда надо выделить время на его составление.

    Персональный ежедневник

    Я долго оправдывала собственное нежелание заняться самоорганизацией тем, что обычные ежедневники мне не подходят. Я люблю перекладывать бумажки с записанными на них делами с места на место, раскладывать их перед собой, обозревать их сверху. Таких возможностей мне не предоставляли ни «нормальные» переплетенные ежедневники, ни КПК.

    Ален предлагает каждому изготовить себе ежедневник своими руками.

    И состоять он будет из нескольких папок, в которые надо вкладывать листочки с планами. Сейчас мой сборно-разборный ежедневник состоит из следующих папок:

    1. « Календарь » – там лежит карманный календарик на год и распечатки календарей на месяц (12 штук) и на неделю (2-3 штуки). В них я отмечаю только назначенные встречи и дедлайны.

    2. « Бегунки » – пачка листков на каждый день, в которые я записываю планы перемещения – где мне надо оказаться в этот день.

    3. « Срочные дела » – надо сделать, как только появится время.

    4. « Хорошо бы когда-нибудь » – инкубатор идей.

    5. « Списки проектов ». Например, я занимаюсь развитием сообщества людей, интересующихся нарративным подходом в психотерапии и работе в сообществах, и я составила список предпочитаемых направлений развития этого сообщества – и проектов в рамках этих направлений.

    Вслед за Алленом, я считаю «проектом» любое дело, требующее для своей реализации более двух ходов. Для того чтобы в моей жизни был баланс, и ни одна область не оказывалась «заброшенной», я составила списки проектов по всем основным областям жизни. А то раньше часто складывалась ситуация, что, когда я писала диссертацию, у меня захламлялась квартира; когда я бросалась ее разгребать, я как-то забывала, что мне надо выделить время на то, чтобы сделать домашнее задание по музыке, и пр.

    1. « Следующий шаг » – в этой папке собраны листки, на которых записано, какое действие представляет собой ближайший шаг по каждому из проектов в моем списке. По Аллену, для того, чтобы реализовать проект, нам не нужно знать подробно весь пошаговый алгоритм, нужно только четко представлять себе образ результата и ближайший шаг. Мне очень нравится эта идея, потому что она учитывает всю сумбурность нашего мира, то, что обстоятельства меняются очень быстро.

    2. « Жду отклика » – здесь собираются записи о том, кого, когда и о чем я попросила, кому и когда выслала какую информацию, - чтобы было основание для повторных звонков и писем, если мне что-то нужно. Раньше многие проекты «провисали» у меня именно на этом этапе.

    3. « Адресная книга » – ее отличие от обычной в том, что она организована тематически, а не по алфавиту. Иногда память шутит со мной странные шутки, и я долго ищу, допустим, «Паганеля» на букву «Г», – поэтому мне удобнее найти человека по записи «Клиенты на индивидуальную психотерапию – первая встреча в декабре 2006 г.».

    4. « Встречи/обсудить » – для меня очень полезной оказалась идея Аллена о том, что на листке с именем и координатами человека, с которым я собираюсь встретиться или созвониться, надо записывать и «повестку дня»: что я собираюсь обсудить, и каков для меня ожидаемый критерий успешности этих переговоров.

    Самое главное при пользовании ежедневником «сделай сам» (помимо того, чтобы заботиться о том, чтобы он не вывалился из рук на эскалаторе в метро) – это регулярный просмотр и сортировка листков, которые вкладываются в отдельные папки. Из лотка «Входящие» нужно раз или два в неделю выгребать все подчистую и раскладывать по папкам ежедневника; материалы в папках можно пересматривать каждый раз, когда возникает неуверенность в том, что именно хорошо было бы сделать прямо сейчас. Раз в месяц-полтора мне приходится устраивать себе сессии стратегического планирования – оценивать, какие из проектов потеряли актуальность, а какие, напротив, вышли на передний план, с чем я могу реально справиться, а с чем нет.

    Знакомство с внутренними противниками

    При налаживании системы самоорганизации я сталкиваюсь лицом к лицу с одним из своих внутренних противников – с Перфекционизмом, который требует от меня сделать все, сразу, идеально и «на пятерку». Перфекционизм требовал от меня стать роботом, не зависящим ни от других, ни от собственного организма. Кроме Перфекционизма, палки в колеса моей самоорганизации ставят еще Отлынивание – стремление отложить дела на самый последний момент, припереть себя к стенке, чтобы можно было смело заявить: «Отступать некуда – позади Москва!», и Зависание: сложности с тем, чтобы переключиться с одного дела на другое, особенно когда устала или еще не до конца проснулась.

    Чтобы справиться с Перфекционизмом, Отлыниванием и Зависанием я взяла за правило ритуал утренних и вечерних рутин – записанной последовательностью действий, которые я выполняю, когда просыпаюсь и когда собираюсь ложиться спать. Как сказал один из моих коллег, «когда у нас нет мозга, за нас думает бумажка».

    Что изменилось в моей жизни за время эксперимента?

    Очень трудно было бы «найти десять отличий» моей нынешней жизни от прежней, до этого эксперимента, потому что маленьких изменений много, они происходят постоянно и накапливаются.

    Вопрос про две минуты помог сделать очень большое количество мелких (и не очень мелких) дел, которые всегда откладывались на потом: почему-то казалось, что для них нужны какие-то особые условия. Мне удается потихоньку, ежедневно или почти ежедневно, разбирать «завалы» бумаг, рукоделия, многие вещи и книги в результате находят себе новых хозяев. Я сама поразилась, когда увидела, сколько разных дел, как говорится, «легко и непринужденно» делаются за две минуты – дел, которые до этого вертелись в голове, но казалось, что для них нужно много времени и какие-то особые обстоятельства.

    Выделение времени на «заботу о себе» и записывание полезных и интересных идей, приходящих в голову, привели к тому, что мне удалось предпринять много действий, ведущих к улучшению состояния моего здоровья.

    Когда я научилась расставлять вещи (в частности, посуду) по местам сразу после того, как перестала ими пользоваться, очень позитивно сказалось на моих взаимоотношениях с теми, кто живет со мной в одной квартире. Теперь у родственников нет повода быть недовольными мной, и они не делают мне замечаний – соответственно, у меня нет повода быть недовольной ими.

    Некоторые из освоенных мной принципов и практик оказываются важны для людей, которые приходят ко мне как к психологу-консультанту. В целом, мне нравится то влияние, которое складывающаяся система самоорганизации оказывает на мою жизнь, и по итогам эксперимента я принимаю решение «и дальше продолжать в том же духе».

    Будь здорова: разделы
    Связанные статьи
    Медпортал нашел для вас 4 связанные статьи
    Тема номера

    Шашлык: от великого до смешного

    Шашлык состоит из трех вещей: мяса, маринада и гарниров. Если имеющееся мясо – это данность, то по поводу способов его маринования обычно разгораются продолжительные споры. И чем больше компания, выезжающая на шашлык, тем больше мнений, в каком маринаде мясо будет самым вкусным, и тем дольше споры. А потому – вот он, наш рейтинг способов маринования шашлыка.

    Здоровье

    Давление: повышенное и пониженное

    Гипотония и гипертония. В чем же разница между этими состояниями, кроме чисел на экране тонометра?

    Тема номера

    Пять сценариев новогодней киновечеринки

    Вы еще не знаете, как встречать Новый год? Мы тоже не до конца определились. А практика показывает: те, кто не определились, обычно остаются у себя дома смотреть телевизор и поедать салаты. Или, на худой конец, отправляются на Красную площадь взирать на куранты и жечь бенгальские огни. Есть, конечно, и промежуточные варианты: вместо просмотра телевизора устроить киновечеринку с соответствующим антуражем. Достаточно лишь выбрать, под какую актрису вам хотелось бы «закосить».

    Фитнес

    Тай-бо: противоударный фитнес

    Начиналось все как в песенке, где «люди Билли не любили, люди Билли часто били».