Восемь ошибок при развитии креативности

1. Сделать креативность самоцелью. Креативность, так же как и лопата, — всего лишь подручное средство, инструмент для скорейшего и более эффективного решения жизненных задач. Поэтому стремление «стать творческой личностью» — все равно, что сделать целью жизни умение в уме возводить любые числа в куб. Более того, наличие креативности не является гарантией особых творческих достижений. Различают малую и большую креативность: малая позволяет находить нестандартные решения обычных бытовых ситуаций. И только большая креативность (она же историческая) позволяет оставить след в истории.

2. Ознакомиться с определениями креативности. Чтобы знать, к чему стремиться, неплохо выяснить, что же на самом деле называется креативностью, верно? Не совсем. На текущий момент существует несколько сотен определений креативности.  Как признают сами авторы, «процесс понимания, что же такое креативность, сам по себе требует креативного действия». По большому счету, все эти определения можно разделить на несколько групп: инновационные (креативность – свойство, позволяющее создать новый продукт), эксперссивные (с упором на самовыражение творца), проблемные (описывают креативность как инструмент решения задач), психоаналитические и все остальные (то есть, мутные и расплывчатые). Другими словами, каждый исследователь ставит во главу угла то, что ему кажется важным, или то, чего не хватает ему самому.

3. Регулярно проходить тесты на креативность. Тесты, конечно, милое дело – особенно, когда они сообщают о нас нечто приятное. При этом хорошо бы помнить, что такой шкалы, как «креативность», в природе не существует. Тесты креативности замеряют совокупность показателей, которые, очень вероятно, могут свидетельствовать о степени развития ваших творческих способностей (например, о гибкости мышления, оригинальности суждений, открытости новому опыту и т.д.). Самые почтенные методики проверки на креативность созданы Гилфордом, Торренсом и Медником.

4. Считать, что если ваши творческие способности не проявились в детстве, то уже не проявятся никогда. Высокие креативные способности у детей не являются гарантией творческих достижений в будущем. Конечно, серьезная роль в развитии креативности принадлежит культуре, в которой воспитывается ребенок. И, тем не менее, любая способность – это не только задатки в чистом виде, но и усилия по их развитию, которые могут быть предприняты в любом возрасте.

5. Считать, что наблюдения за работой авторитетных для вас людей добавят креативности вам. Преклонение перед авторитетами влияет негативно на развитие креативности, равно как и сильная зависимость от мнения окружающих. Зато если вы заручитесь поддержкой авторитетных людей, от этого ваши творческие способности только выиграют.

6. Много и долго фантазировать. Что бы мы ни подразумевали под креативностью, она, тем не менее, направлена на решение задач – больших и малых, общечеловеческих или личных. Пустое фантазирование, зависание на сладких грезах (например, о том, как будет все здорово, когда вы решите конкретную задачу), только уводит в сторону от решения. К тому же чтобы применять собственную креативность, нужно суметь увидеть проблему – а пребывание в фантазиях этому никак не способствует.

7. Считать, что креативность закалится в авральных условиях. Многие сознательно загоняют себя (как вариант – своих подчиненных) в рамки ограничений по времени, считая, что авральный режим должен взывать к развитию творческих способностей. Такой подход можно сравнить с регулярным использованием стимуляторов.

Стивен Крамер с коллегами провели эксперимент, в течение которого 180 работников умственного труда крупных американских компаний должны были вести дневники и ежедневно фиксировать, чем запомнился рабочий день, какие эмоции были пережиты, какие впечатления испытали и какие задачи перед ними стояли. Исследователи сравнивали ощущения людей во время цейтнота и в дни затишья. Выяснилось, что подавляющее большинство работников после аврального перенапряжения испытывает своего рода «похмелье»: люди становятся способны только на тупую рутинную работу, без всяких инноваций. Исследователи пришли к выводу, что существует всего два фактора, влияние которых на человека в условиях ограниченного времени позволит проявить ему креативность. Во-первых, работник должен быть сфокусирован только на выполнении одной задачи (он не должен отвлекаться, переключаться на много мелких дел, и т.д.). Во-вторых, для нахождения творческого решения задачи в условиях аврала человек должен четко видеть применение своей работе – для чего он это делает, что конкретно зависит от результата его деятельности. Поэтому работодатели, которые надеются путем временного прессинга постоянно выдаивать из сотрудников ценные идеи, чаще всего сталкиваются с непродуктивностью «тупых» сотрудников и их выгоранием.

8. Считать, что креативность – удел слишком умных. Первоначально считалось, что креативность – одно из проявлений высокого интеллекта. Но впоследствии выяснилось совершенно другое. Во-первых, проявления креативности возможны и у людей с очень низким интеллектом, особенно если они не ограничены во времени и не участвуют в соревновании. Во-вторых, если у человека слишком высокий интеллект, то часто он может оказаться лишен всякой креативности. С чем это связано – неизвестно.

Послесловие для тех, кто еще не отчаялся развить собственную креативность

Вы дочитали до конца и недоумеваете, что же все-таки предстоит предпринять, чтобы стать креативным человеком. Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Пожалуй, на этом можно остановиться, потому что перечисление факторов, влияющих на креативность, займет немало места: тут и наблюдательность, и умение идти на риск, и отсутствие стереотипов, и склонность к самообучению, и способность к игре, и умение сопереживать, и эмоциональная вовлеченность в работу. Все мы интуитивно прекрасно понимаем, что такое креативность. Остается только не задушить ее в себе.

Светлана Малевич